Выбираем тему исследования

Итак, вы решили заняться исследовательской работой…

Рекомендую опираться в своих исканиях на такую брошюру: «Я — исследователь» (А.И. Савенков).

На мой взгляд, самое сложное — определиться с темой исследования. Нужно найти что-то такое, что, во-первых, интересно вам, во-вторых, интересно другим людям, в третьих, возможно показать с какой-то оригинальной, до вас еще не показанной, стороны. Ну и конечно, в этой теме должна быть возможность исследования. А исследование предполагает высказывание каких-то предположений и их дальнейшую проверку, либо какие-то наблюдения и их последующий анализ и т.п.

Тема не должна быть слишком широкой — вы не сможете «объять необъятное», но не должна быть и слишком узкой — может оказаться, что и исследовать-то будет нечего.

И конечно, надо выбирать тему из той области знаний, которая вас интересует — если не будет интереса к работе, то зачем она нужна?

Оглянитесь вокруг. Сколько неожиданного можно увидеть в, казалось бы, привычных нам вещах! Но если трудновато с выбором темы, вам всегда могут помочь взрослые — родители, учителя.

Можно уже в самого начала придумать теме подходящее название. Пусть оно будет «говорящим», то есть по нему будет хорошо понятно, что вы исследовали. Но подходящее название может «родиться» и позже, в ходе исследования — это тоже вариант.

Главное на первом этапе — хорошо продумать, чем вы все-таки будете заниматься. Хотя все возможно — может, в ходе исследования вы круто развернетесь в другую строну, увидите что-то новое, более интересное, оригинальное, дающее результат. Это тоже нормально — в исследовании трудно предсказать, куда оно заведет…

Итак, начало положено! Главное, вы решились заняться исследованием и придумали, в каком направлении будете двигаться!

Е.А. Патрина,
заместитель директора школы
по учебно-воспитательной работе

P.S. В указанной выше брошюре говорится, что темы исследования можно условно поделить на три группы: фантастические, теоретические, экспериментальные.

Фантастические темы предполагают разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (проект космического корабля, волшебный прибор и т.п.). Результаты могут быть представлены в виде текста, рисунка, макета и т.п.

Теоретические темы предполагают изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Экспериментальные темы тесно связаны с практикой и предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Вот примеры различных тем из брошюры Савенкова:

Темы исследования из разных групп (рисунок из брошюры Савенкова)

А вот тот же автор в другой брошюре — методическом пособии — показывает многообразие направлений при выборе темы:

02