О важности гипотезы исследования

Итак, мы поставили цель исследования, продумали задачи — последовательные шаги к цели.

Теперь нам потребуется гипотеза исследования. Гипотеза — это предположение, рассуждение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом.

Исследование без гипотезы — вроде как и не исследование вовсе. Если мы хотим что-то исследовать, так наш пытливый ум должен прикидывать результаты заранее! Вот тогда будет интересно работать дальше. И вся наша дальнейшая работа превратится в проверку гипотезы.

Кстати, гипотез в исследовании может быть несколько — почему бы и нет?..

Гипотеза обычно записывается в виде повествовательного предложения, начинающегося со слов «допустим», «предположим», «возможно».

И что же в итоге? А вдруг наша гипотеза (предположение) окажется неверной? Ну так это тоже хорошо! Мы все равно в таком случае получим результат!

Вот примеры различных гипотез из брошюры Савенкова:

Примеры гипотез исследования (рисунок из брошюры Савенкова)

О цели и задачах исследования

Определившись с темой исследования (или хотя бы решив, в каком направлении будем двигаться), мы должны определить цель: ответить себе на вопрос, зачем мы проводим это исследование. При формулировании цели используется глагол в неопределенной форме (узнать, разработать…).

Вот примеры различных целей из брошюры Савенкова:

Примеры целей исследования (рисунок из брошюры Савенкова)

…Итак, цель задана. Она указывает общее направление движения. Теперь надо продумать задачи — они уточняют цель, описывая основные шаги.

Трудно дать какие-либо более конкретные рекомендации, потому что все, о чем мы здесь говорим  — вещи довольно творческие. А приведя какой-то конкретный пример, можно загнать творчество в определенные рамки, и тогда это уже не будет творчеством…

Но все-таки я попытаюсь пояснить, что такое задачи исследования на примере. Все здесь будет довольно общим. Поэтому любой творческий человек сможет развить эти идеи или предложить совершенно другое направление мысли.

Допустим, вы хотите завести дома попугая. Можно поставить такую цель исследования: выяснить, как содержать попугая в домашних условиях. Какие тогда можно сформулировать задачи? Например:

  • из информационных источников узнать, какие виды попугаев подходят для жизни в домашних условиях (наверно, не все);
  • из тех же информационных источников узнать, какие условия необходимы для содержания домашнего попугая (какая клетка нужна; как кормить попугая, как поить попугая; нужно ли его купать; нужно ли его выпускать из клетки и т.п.);
  • провести беседы с учениками школы, имеющими домашних попугаев (какой вид попугаев они держат дома, какие условия создают, какие сложности у них возникают и т.п.);
  • приобрести попугая и проводить наблюдения за ним (когда он спит, как часто пьет, какие звуки повторяет и т.п.)
  • продумать и провести эксперименты с попугаем (конечно, надо провести такие эксперименты, которые не причинят вреда попугаю; например, попробовать выработать у него условный рефлекс: перед открытием клетки с целью выпустить попугая полетать по комнате легко постукивать по клетке; интересно, как быстро попугай начнет постукивание по клетке связывать с открывание клетки…);
  • сделать выводы.

Как видите, задачи довольно обобщенные, но они показывают, какие шаги мы должны сделать, чтобы достигнуть цели исследования.

Несколько слов об актуальности темы

Говоря о выборе темы исследования, мы больше думали о том, что интересует нас. Но увлекшись нашими ощущениями, мы пока не думали о том, как можно будет применить результаты исследования.

Было бы очень здорово, если бы результаты могли быть где-то использованы и приносили пользу. Тогда можно с уверенностью сказать, что выбранная тема актуальна!

Выбираем тему исследования

Итак, вы решили заняться исследовательской работой…

Рекомендую опираться в своих исканиях на такую брошюру: «Я — исследователь» (А.И. Савенков).

На мой взгляд, самое сложное — определиться с темой исследования. Нужно найти что-то такое, что, во-первых, интересно вам, во-вторых, интересно другим людям, в третьих, возможно показать с какой-то оригинальной, до вас еще не показанной, стороны. Ну и конечно, в этой теме должна быть возможность исследования. А исследование предполагает высказывание каких-то предположений и их дальнейшую проверку, либо какие-то наблюдения и их последующий анализ и т.п.

Тема не должна быть слишком широкой — вы не сможете «объять необъятное», но не должна быть и слишком узкой — может оказаться, что и исследовать-то будет нечего.

И конечно, надо выбирать тему из той области знаний, которая вас интересует — если не будет интереса к работе, то зачем она нужна?

Оглянитесь вокруг. Сколько неожиданного можно увидеть в, казалось бы, привычных нам вещах! Но если трудновато с выбором темы, вам всегда могут помочь взрослые — родители, учителя.

Можно уже в самого начала придумать теме подходящее название. Пусть оно будет «говорящим», то есть по нему будет хорошо понятно, что вы исследовали. Но подходящее название может «родиться» и позже, в ходе исследования — это тоже вариант.

Главное на первом этапе — хорошо продумать, чем вы все-таки будете заниматься. Хотя все возможно — может, в ходе исследования вы круто развернетесь в другую строну, увидите что-то новое, более интересное, оригинальное, дающее результат. Это тоже нормально — в исследовании трудно предсказать, куда оно заведет…

Итак, начало положено! Главное, вы решились заняться исследованием и придумали, в каком направлении будете двигаться!

Е.А. Патрина,
заместитель директора школы
по учебно-воспитательной работе

P.S. В указанной выше брошюре говорится, что темы исследования можно условно поделить на три группы: фантастические, теоретические, экспериментальные.

Фантастические темы предполагают разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (проект космического корабля, волшебный прибор и т.п.). Результаты могут быть представлены в виде текста, рисунка, макета и т.п.

Теоретические темы предполагают изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.

Экспериментальные темы тесно связаны с практикой и предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Вот примеры различных тем из брошюры Савенкова:

Темы исследования из разных групп (рисунок из брошюры Савенкова)

А вот тот же автор в другой брошюре — методическом пособии — показывает многообразие направлений при выборе темы:

02

Форум проектных траекторий в Москве

13-15 июня ученица 10 «А» класса Желудкова Анастасия приняла участие в Форуме проектных траекторий в Москве (финал конкурса проектов «Моя страна – моя Россия»).

Проект Анастасии «Экологическая школа», разработанный под руководством директора школы Волынкиной С.Ю., учителя информатики Титовой И.Ю., учителя русского языка и литературы Желябовской Т.О., вышел в финал в числе 192 проектов из 1234. Он направлен на экологическое просвещение в летней школе.

Защита проекта проходила в Общественной палате Российской Федерации, а пленарное заседание конкурса — в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

По итогам защиты проекта, Желудкова Анастасия получила специальный приз – путевку в «Артек».

Нашу ученицу сопровождала в этой поездке заместитель директора школы по воспитательной работе Илларионова Е.М.

Настя в Москве В Государственной Думе В Государственной Думе

В Государственной Думе Конкурс 'Моя страна - моя Россия' Проект 'Экологическая школа'

Неисчерпаемый источник образования новых слов

Сегодняшний мир окружающих нас вещей огромен. И каждая вещь имеет название. Это какие же ресурсы языка нужны, чтобы с появлением новых предметов или открытием новых явлений конструировать новые названия!

Источников для построения новых слов немало. Все языки пополняются новыми словами, а новые названия обрастают большим количеством производных слов.

Бывает, что один язык берет какое-то название из другого. Это тоже нормально, ведь в одиночку задачу словотворчества и не решишь. И таких примеров можно найти в разных языках немало. Мы даже можем не знать, что тюркское «баш» (голова) дало нам слова «башлык» и позволило образовать слова «башка», «башковитый». Англичане и французы используют русское слово «спутник», а мы впустили в свой лексикон английское слово «радар», французское – «бюро», голландское – «фарватер»…

Но едва ли не главным источником для образования слов во многих языках являются корни, приставки, суффиксы, черпаемые из лексических кладовых двух языков, которые, считаясь «мертвыми», продолжают жить. Это языки древних греков и римлян.

Так что греческие и латинские морфемы являются ключиками к тайне многих международных слов…

(в статье использованы материалы из книги Э. Вартаньяна «Путешествие в слово»)