Готовимся к защите работы

В научном мире принято защищать свои работы, то есть выступать перед людьми и рассказывать по порядку о проведении исследования (как вообще пришла мысль провести это исследование, какие ставились цели, решались задачи и т.п.). Далее присутствующие задают вопросы выступающему…

Если на защите просто говорить без какого-либо наглядного материала, то слушатели вряд ли хорошо воспримут вашу речь. Для повышения качества восприятия вашего выступления удобно использовать слайды (проецируются от компьютера на большой экран). На них можно разместить необходимый наглядный материал: схемы, таблицы, графики и т.п. Здесь же хорошо написать основные мысли вашего выступления, чтобы обратить на них внимание.

Готовя слайды, важно помнить, что они помогают выступающему, а не заменяют его. Так что не размещайте на слайдах сам текст выступления. И смотрите, чтобы каждый слайд был тесно связан с вашей речью.

Вместо слайдовой презентации можно использовать стендовый доклад. Такая форма подачи информации принята у ученых всего мира. На стенде определенного размера закрепляются листы бумаги. Вверху обязателен крупный заголовок с темой выступления. Под ним идет полоса со сведениями об авторе работы. Далее на листах указываются цели, задачи исследования, описывается исследование, размещаются выводы.

И здесь — свои требования. Материал должен быть наглядным, чтобы при беглом осмотре стенда зритель смог получить представление о теме и сути работы. Для наглядности половина материала должна быть не в виде теста, а фотографиями, схемами, диаграммами. Текстовая же информация должна быть представлена достаточно крупным шрифтом.

Сделать такой стендовый доклад довольно сложно. Ведь надо так продумать размещение информации, чтобы было возможно полностью изучить стенд за 1-2 минуты!

Отличием стендового доклада от слайдовой презентации является то, что в нем вся информация представляется сразу, а в презентации — постепенно. Стендовый доклад позволяют сразу охватить суть исследования, даже не слушая выступающего.

А вообще, каждый волен выступать с такой наглядностью, которая ему нравится. Если вы, к примеру, разрабатываете проект суперсовременной подводной лодки, вы можете сделать ее макет и рассказывать с опорой на него…

И еще. В принципе, все схемы, рисунки, графики могут быть изображены на больших листах бумаги. И компьютер может не потребоваться…

Вот пример наглядности из брошюры Савенкова:

выступление с наглядностью

Оформляем исследование

Итак, исследование было распланировано. И вот оно проведено…

Теперь надо собрать вместе все, что получилось. А еще надо проверить, все ли у нас взаимосвязано: название работы, цели, задачи, гипотеза, части самого исследования, выводы…

О выводах — особое слово. Они подготавливаются в течение всего исследования, а не «сваливаются, как снег на голову». Конечно же, выводы должны соответствовать цели, задачам работы. Например, если мы изучали, какого цвета встречаются кузнечики на ближайшем лугу, а в выводах пишем о том, насколько высоко кузнечики прыгают — это уже несоответствие. Скорее всего, выводы сообщат людям о том, подтвердились ли наши гипотезы.

Как оформить исследование? В соответствии с его логикой: название, актуальность, цель и задачи, гипотеза, описание этапов исследования с использованием конкретных методов, выводы, список информационных источников. Если вы делаете работу на конкурс, то, скорее всего, у вас есть Положение о конкурсе, где названы требования к оформлению работы. Если требований специальных нет — структурируйте по логике…

Вообще, для настоящего исследователя завершение исследования — это постановка новых вопросов и начало новых поисков. Поэтому хорошо бы в работе указать, что по данной теме можно исследовать дальше.

И еще надо отдельно сказать о самой основной части работы — то, что я назвала «описание этапов исследования с использованием конкретных методов». Уже из такого названия понятно, что эта часть должна иметь четкую структуру, а не писаться сплошным текстом. Наметить эту структуру надо до того, когда вы возьметесь за описание исследования…

Хорошим помощником при описании основной части могут стать такие формы представления информации, как таблица, схема, диаграмма, график, фотография. Подумайте, что лучше всего подойдет в каждом конкретном случае. И удачи вам!

Интересные примеры схем из брошюры Савенкова:

примеры схем

Планируем работу, выбираем методы исследования

Итак, мы поставили цель исследования, запланировали шаги к цели — задачи исследования, выдвинули гипотезу (гипотезы) для проверки.

Пришло время продумать детали. Нужно составить план исследования: что мы будем делать и какими методами будем пользоваться. И здесь — огромный простор для творчества!

Вот какие простые методы исследования предлагает Савенков в своей брошюре:

методы исследования

Итак, метод «Подумать самостоятельно». С этого всегда и надо начинать исследование. Действительно, а что я знаю о предмете своего исследования?

Здесь и далее иллюстрированные примеры из брошюры Савенкова:

думаем самостоятельно

Метод «Посмотреть книги о том, что исследуешь» — тоже напрашивается сам. Действительно, а вдруг то, что ты исследуешь, уже описано в книгах? Зачем заново «изобретать велосипед»? И первыми книгами, которые, возможно, смогут помочь, будут энциклопедии и справочники.

ищем в книгах

Следующий метод — «Спросить у других людей» — тоже довольно логичен. Хорошо бы найти специалистов, которые профессионально занимаются тем направлением, в котором ты проводишь исследование. Но надо бы расспросить и неспециалистов — а вдруг и они что-то важное знают?

спрашиваем других людей

Следующий метод — «Познакомиться с кино- и телефильмами по теме исследования». Здесь могут помочь и научно-популярные, и документальные, а может, и художественные фильмы…

смотрим фильмы

Следующий метод — «Обратиться к Интернету». Сейчас многие начинают исследование с этого, но спешить не надо. В Интернете можно найти много информации, но ее источники должны быть проверенными, которым можно доверять!

обращаемся к Интернету

Следующий метод — «Понаблюдать» — уже «сильнее пахнет» настоящим исследованием. С помощью этого метода получали новые знания с древнейших времен. Для наблюдений могут потребоваться различные приборы, а какие — это надо продумать…

наблюдаем

Ну а следующий метод — «Провести эксперимент» — вообще, наверно, чисто исследовательский! Это самый главный метод познания в большинстве наук. В переводе с латинского «эксперимент» означает «проба, опыт». Провести эксперимент — значит выполнить какие-то действия с предметом исследования и определить, что изменилось в ходе эксперимента. Прежде чем проводить эксперимент, надо продумать его план: что мы хотим узнать, что будем делать, как будем это делать…

экспериментируем

Итак, методы исследования вы подобрали, план работы наметился… А теперь — работаем. Удачи вам в вашем исследовании!